AngarskMedia, 11 ноября. Ангарск не зря считается "маленьким Питером", ведь в его облике прослеживаются отголоски архитектуры Северной столицы России. Сегодня, прогуливаясь по городу нефтехимиков, можно увидеть, как перекликаются между собой облики Ангарска и Санкт-Петербурга: шпили здания Главпочтамта и Ангарского политехнического техникума, монументальность Дворца культуры "Нефтехимик", изящная ограда сквера за ним и парадный въезд в город — "Ангарские ворота" — все эти элементы напоминают популярные локации Санкт-Петербурга.
Корр. ИА AngarskMedia решил внимательнее присмотреться к этим архитектурным перекличкам и сравнить несколько знаковых мест Ангарска с популярными петербургскими локациями. Также, чтобы понять, откуда берет начало "петербургский след" в облике Ангарска, журналист издания пообщался с директором Музея Победы Ларисой Давыдовой.
Проектированием молодого сибирского города занималась архитектурно-планировочная мастерская №4 Ленинградского отделения Горстройпроекта. Именно творческое видение сотрудников мастерской подарило Ангарску петербургскую атмосферу, которую жители и гости города нефтехимиков ощущают и сегодня. Руководителями проекта стали архитекторы Е. Витенберг, Л. Тимофеев и инженер М. Зарницкий. В составе коллектива также работали архитекторы А. Тарантул, И. Давыдов, Ф. Кирцидели, В. Ярощук, И. Левченко и инженер М. Смолич. Именно их творческое видение и привнесло в Ангарск ту "петербургскую ноту", которую мы ощущаем и сегодня (прим. ред. — об этом упоминается в книге "Ангарск: планировка и застройка города" (16+) 1958 года выпуска).
"Одна из самых длинных транспортных артерий города — это Ленинградский проспект. Мы часто задаемся вопросом: почему эта улица носит именно такое название? Потому что проектированием города занималась организация из Ленинграда. Архитекторы воплотили в Ангарске идеи одних из самых знаменитых мест Петербурга. Благодаря их труду Ангарск стал удобным и красивым городом с точки зрения архитектуры", — рассказала Лариса Давыдова.
При проектировании зданий на главной площади в Ангарске архитекторы стремились придать каждому строению из ансамбля индивидуальный характер. Однако при разработке проектов авторы упустили главное — художественную согласованность. При этом специалисты использовали различные монументальные формы из арсенала русского неоклассицизма в Ангарске, что перекликается с элементами архитектуры Санкт-Петербурга (прим. ред. — об этом сообщается в книге "Ангарск: планировка и застройка города").
Монументальный аккорд “маленького Питера”
Строительство зданий на площади Ленина завершили в 1955 году. По индивидуально разработанным проектам архитекторами из Ленинграда здесь возвели сооружения Горсовета, Дом культуры, здание горбиблиотеки, Дом связи (здание Главпочтамта) и четырехэтажные дома. Все конструкции ввели в эксплуатацию почти одновременно, они образовали административный и общественно-культурный центр города (прим. ред. — данные сведения приводятся в книге "Ангарск: планировка и застройка города").
Площадь Ленина похожа по выполняемым функциям с Дворцовой площадью в Санкт-Петербурге. Оба пространства демонстрируют подходы к формированию архитектурного пространства. Центральные композиции площадей акцентированы монументальными сооружениями, а по периметру расположены фасады значимых общественных зданий, создавая эффект единого ансамбля, который визуально и идеологически объединяет эти пространства.
"Площадь Ленина в Ангарске и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге действительно схожи по архитектурному стилю зданий, которые их окружают. Но сами по себе эти площади, по своему облику и атмосфере, различаются", — отметила директор Музея Победы.
Архитектурные элементы на площади Ленина выполнены в стиле советского неоклассицизма. Здесь в облике зданий можно увидеть портики (прим. ред. — выступающая из стены, обычно перед входом в здание, колоннада, несущая перекрытие) с колоннами, треугольные фронтоны (прим. ред. — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий), строгую симметрию и монументальные пропорции в оформлении строений.
Аналогичные архитектурные формы лежат в основе композиции Дворцовой площади: здесь соседствуют здания Зимнего дворца (прим. ред. — музей Эрмитаж), Главного штаба, Апартаментов у Дворцовой площади и Александровская колонна. В этом питербургском ансамбле конструкций также доминируют колоннады (прим. ред. — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединенные горизонтальным перекрытием), аркады (прим. ред. — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — пилоны), строгая осевая симметрия, треугольные и полукруглые фронтоны и другие архитектурные элементы, присущие классицизму.
Шпили Ангарска: эхо питербургского Адмиралтейства
Здания Главпочтамта и Ангарского политехнического техникума возвели в 1950-е годы по проектам, выполненным ленинградскими архитекторами. Оба здания построены в стиле монументального классицизма.
В проектах зданий авторы стремились передать черты здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. В конструкциях используются такие архитектурные элементы, как центрированная композиция и вертикальная доминанта. В обоих случаях — и в Адмиралтействе, и в постройках на Ангаре — центральная часть выделяется отдельной ротондой со шпилем на вершине.
Классические ордера и лепной декор также присутствуют. В петербургском ампире и советском монументальном классицизме можно увидеть обращение к античным мотивам, таким как колоннады, карнизы, пилястры и лепные фризы. Хотя у советских зданий эти мотивы упрощены и адаптированы к послевоенному стилю, общий язык деталей остается близким.
Симметрия и ритм ризалитов (прим. ред. — часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту. Обычно этот элемент расположен по центральной оси здания) придают зданиям торжественный вид. Пространственное деление фасада на четные оси, повторяющиеся ризалиты и портики создают впечатление монументальности.
Отголоски Таврического дворца
Монументальное здание ДК "Нефтехимик" с его массивными колоннами и симметричным фасадом отсылает к архитектуре Таврического дворца — одного из шедевров русского классицизма: осевая симметрия, колоннады, равновесие форм, доминирующий портик и купол. ДК "Нефтехимик" — типичный пример сталинского неоклассицизма, где те же принципы: симметрия фасада, акцент на центральный ризалит с колоннами, крупный портик, венчающий фронтон.
В обоих проектах зданий архитекторы использовали элементы классицизма (портики, колоннады, фронтоны, чёткая пропорция фасада, парадные интерьеры), лишь по-разному соотнося их с масштабом и функцией: одно сооружение — дворцовая резиденция XVIII века, другое — советский дворец культуры середины XX века. На примере Дворца культуры города нефтехимиков можно увидеть, как специалисты интегрировали классические архитектурные формы зданий Санкт-Петербурга в строение, расположенное в сибирском Ангарске.
Кружево оград
Ограды сквера за ДК "Нефтехимик" в Ангарске и Летнего сада в Санкт-Петербурге удивительно схожи по духу и стилю — обе выполнены в традициях русского классицизма. Архитекторы из Ленинграда, которые проектировали город нефтехимиков в духе сталинского неоклассицизма, вдохновились этим каноном и перенесли его черты в сибирский город середины XX века. Общие элементы, которые объединяют конструкции — это чугунные решётки с копьевидными наконечниками, ритмичное чередование секций и каменные тумбы-пилоны — создают ту же атмосферу гармонии, торжественности и архитектурной строгости.
Парадный въезд с питербургским акцентом
Парадный въезд в город со стороны железнодорожного вокзала — "Ангарские ворота" — во многом напоминает композицию парадного входа в аллею здания Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге (прим. ред. — в настоящее время в строении размещается правительство Санкт-Петербурга и действует Смольный историко-мемориальный музей). Обе конструкции выполнены в стиле русского неоклассицизма. Авторами проекта "Ангарских ворот" стали архитекторы Е. Витенберг, Л. Тимофеев и А. Тарантул.
"Во время экскурсий по городу экскурсоводы Музея Победы предлагают людям угадать, где на фотографиях изображены Ангарские ворота, а где вход в Смольный институт. Многие часто путаются и дают неправильный ответ", — рассказала директор Музея Победы Лариса Давыдова.
Постройки объединяют некоторые элементы архитектуры, присущие стилю русского неоклассицизма, такие как симметричная композиция фасадов, колонные портики и колоннады, использование пилястров, карнизов, антаблементов, треугольных фронтонов, лепнины.
"Ангарские ворота" и парадный вход в здание Смольного института создают впечатление торжественного проезда и формируют образ врат.
Архитектурная перекличка от центра Питера до старой части Ангарска
Здание челюстно-лицевой поликлиники на Сибирской улице в Ангарске схоже по стилю постройки со зданием Синода в Санкт-Петербурге (прим. ред. — в настоящее время здесь располагается Конституционный суд РФ). Обе конструкции сочетают в себе формы классицизма, причем петербургский Синод — в русском классицизме XVIII века, а ангарское строение — в сталинском неоклассическом стиле.
Конструкции объединяют монументальные фасады с четкой симметрией, массивные портики с колоннами, строгие горизонтальные тяги и торжественная ритмика оконных проемов.
Питерский классицизм на улицах Ангарска
Улицы Карла Маркса и Ленина Ангарска, выполненные в неоклассическом стиле, напоминают старые проспекты северной столицы. Архитекторы, проектировавшие эти улицы в 1950–1960-х годах, черпали вдохновение из петербургских образцов, умело сочетая функциональность с классической эстетикой.
Особое впечатление производят фасады жилых домов: симметричная структура, ровные ряды окон, пилястры, карнизы и декоративные фризы создают ощущение порядка и гармонии. На старых улицах Петербурга, таких как Невский или Литейный проспект, использовался тот же принцип — акцент на симметрию и пропорциональность с центральной частью фасада, выделенной портиком или балконом.
Не менее выразительны декоративные элементы. В Ангарске над окнами второго и третьего этажей встречаются наличники с геометрическим орнаментом, аттики, карнизы и легкие балюстрады. В петербургских зданиях используются аналогичные приемы, придавая фасадам торжественность.
Этажность и пропорции также роднят города: 3–5-этажные дома с четко выраженной горизонтальной разбивкой — цокольный этаж, жилые этажи и завершение карнизом или аттиком — создают "однородный ритм" улицы. Та же схема наблюдается на исторических петербургских проспектах, что формирует гармоничное восприятие всего ансамбля.
Особое очарование Ангарску добавляют балконы и лоджии. В городе нефтехимиков они небольшие, с металлическими или каменными ограждениями, декоративно выделены на фасаде. В Петербурге такие архитектурные элементы часто выполнены с ажурной решеткой, подчеркивают центральную часть дома и создают визуальную точку фокуса.
Еще одним элементом, объединяющим Ангарск и Санкт-Петербург, стали дворовые арки между домами. На улицах Карла Маркса и Ленина такие арки соединяют дома и формируют единое архитектурное пространство. В Петербурге дворцовые и жилые арки выполняют ту же функцию: они структурируют застройку, обеспечивают проходы во дворы и при этом украшают фасады.
Повторяющиеся окна и вертикальные линии фасадов создают строгий ритм и стройность улицы, а пастельная цветовая гамма — светло-кремовые и бежевые оттенки — усиливает впечатление гармонии. Широкие проспекты с одинаковыми фасадами домов по обе стороны формируют парадные "коридоры", как в Северной столице, создавая ощущение целостного архитектурного ансамбля.
Так улицы Ангарска становятся не просто жилыми кварталами, а мостом между историческими элементами архитектуры Петербурга, наглядно показывая, как формы классицизма продолжают впечатлять жителей и гостей города сегодня.
"Ангарск — это город, который вполне может стать своеобразным брендом, отражающим нашу историческую и культурную связь с Ленинградом. Можно провести эту параллель, что у нас в Сибири есть свой “маленький Питер” у Байкала. Это, безусловно, могло бы привлечь внимание туристов, которым было бы интересно увидеть, как мотивы северной архитектуры воплотились в Ангарске", — отметила Лариса Давыдова.
Ангарск по праву можно назвать "маленьким Петербургом" не только из-за внешнего сходства архитектурных форм, но и благодаря духу, который заложили в его основу ленинградские архитекторы. Этот город стал своеобразным продолжением северной школы градостроительства — только перенесённым на берега Ангары. Шпили и колоннады, фронтоны и арки, строгая симметрия и торжественные фасады — всё это создаёт ощущение, будто кусочек Петербурга обрёл новую жизнь в Сибири.


















































































