Множество нарушений, миллионные инвестиции: что происходит с мостом в Нижнеудинском районе

Корреспонденты ИА AngarskMedia попытались разобраться в запутанной истории строительства моста
Нижнеудинский мост
Фото: Фото из группы Анатолия Крупенева в тг (18+)

11 апреля. Жители Нижнеудинского района бьют тревогу: единственный мост на 40-м км автодороге Нижнеудинск-Боровинок-Чуна разбирают строители. Причем это сооружение является временным. Тем временем основной мост, который должен был быть построен в 2023 году, все еще не готов. По словам местных жителей, история с возведением этого сооружения обросла многочисленными нарушениями, исправление которых под вопросом. Разобраться в этой запутанной истории попробовали корреспонденты ИА AngarskMedia.

Возведением моста занимается небезызвестный подрядчик ООО "ЗБСМ МК-162". Именно с ним Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области заключила контракт 1 сентября 2021 года на проектирование и строительство моста через реку Уда. Подрядчика определили при проведении электронного аукциона, который впоследствии был признан несостоявшимся из-за того, что пришла только одна заявка.

Строительство моста не задалось уже на начальном этапе — с заключения контракта. Из-за того, что соглашение было заключено с единственным поставщиком, в Дирекцию автодорог нагрянула внеплановая документарная проверка соблюдения законодательства РФ. Тогда даже рассматривалась возможность передачи материалов проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопросов о возбуждении административного дела. Было ли оно действительно возбуждено — неизвестно, но известно, что контракт остался в силе.

Цена контракта

Средства для возведения моста были выделены из регионального бюджета по программе "Развитие дорожного хозяйства". Изначально цена контракта составляла 667 547 045 рублей — эта сумма, как было заявлено в тексте контракта, являлась максимальной. Ее повышение допускалось, но не более чем на 10%. В феврале 2024 года цена работ по строительству моста через реку Уда существенно возросла и составила 996 217 531 рубля, то есть увеличение итоговой стоимости превысило 10%.

Неожиданно поменялись и сроки работ, увеличившись на год. Если раньше строительство планировалось завершить к концу 2023 года, то теперь срок окончания работ на сайте госзакупок сдвинулся на конец декабря 2024 года. Соответственно, поменялся и период финансирования работ.

В феврале этого года было заключено дополнительное соглашение, в котором обговариваются изменения. Теперь в документах появилась новая строка, связанная с финансированием работ в 2024 году, которое составит 427 220 875, 67 рублей. При этом, похоже, стоимость проектных работ осталась без изменений. Повышение суммы финансирования, видимо, коснулось той части госконтракта, которая связана со строительством моста.

На данный момент фактически оплачено 568 996 655, а стоимость исполненных обязательств с 2021 года составила 161 172 398 рублей. Примечательно, что согласно сайту госзакупок в 2021 году на счет компании поступило 245 228 366 рублей. Однако согласно данным госконтракта, финансирование в 2021 году ЗБСМ МК-162 должно было составлять 128 734 205 рублей, что почти в два раза меньше суммы. Вместе с этим, на 2021 год был запланирован первый этап, связанный с разработкой проектной документации. Стоимость данных работ оценивалась в 15 734 805 рублей.

"И так сойдет!"

Получается, что моста нет до сих пор, а выделяемые средства на его строительство выросли при том, что Сибирский филиал ФАУ "РОСДОРНИИ" неоднократно выносил предписания на устранение многочисленных нарушений при проведении строительного контроля.

Среди дефектов, выявленных Российским дорожным научно-исследовательским институтом — нарушение прочности бетона на монолитном теле нижнего яруса и на прокаднике опоры №2. Стойки опоры и ригеля были забетонированы смесью ненадлежащего качества, говорится в письме ФАУ "Росдорнии" от 03 мая 2023 года. Кроме того, в указанном документе говорится, что подрядчик проигнорировал необходимость произвести комиссионное испытание монолитных конструкций — свободный доступ к конструктивным элементам отсутствовал, испытания произвести было невозможно. 

В то же время на монолитном теле нижнего яруса опоры №3 было выявлено несоответствие фактического класса прочности бетона — говорится в одном из предписаний Росдорнии. Проведение комиссионных испытаний и в этом случае оказалось невозможным. При выполнении работ применялась бетонная смесь ненадлежащего качества, исходя из письма контролирующей организации. Строительство, как говорится в предписаниях, велось без освидетельствования предыдущих работ, а также отсутствовали акты освидетельствования окрестных и ответственных конструкций.

Другие нарушения были выявлены также на опоре №4, где было произведено бетонирование ростверка, нижнего яруса тела опоры, прокладника не отвечающей требованиям рецепта по показателю воздухововлечения бетонной смесью. При этом подрядчик препятствовал  освидетельствованию конструкций геодезической и лабораторной службы строительного контроля, засыпав тампонажный слой, ростверк и тело опоры.

Похожие нарушения были выявлены на опоре №5 и №6. В первом случае подрядчик отказывался сохранить доступ к ростверку на 28-е сутки лабораторной службе строительного контроля, предоставляя доступ только на 14-е сутки набора прочности конструктивного элемента, после чего был намерен произвести засыпку. Во втором случае подрядчик не провел освидетельствование гидроизоляции ростверка и самостоятельно принял решение о засыпке конструктивного элемента.

На опоре №7 было произведено бетонирование буронабивных свай бетонной смесью, не отвечающей требованиям рецепта по показателю воздухововлечения. И это лишь основные нарушения, связанные непосредственно со строительством основного моста, которые указывает в своих предписаниях Росдорнии. 

Необходимо также отметить, что в соответствии с Постановлением правительства РФ №712 от 20 апреля 2022 года Росдорнии является единственным поставщиком строительного контроля на данном объекте. Похоже, подрядчик не сталкивался с требуемым уровнем контроля за качеством своей работы.

Проблемы экологии

Другие недочеты коснулись отношения компании к экологии региона. Так, согласно письму Росдорнии, ЗБСМ МК-162 не убрала бытовой мусор со стройплощадки и прилегающей зоны, а также обнаружен слив остатков бетонной смеси в лесу. Кроме того, происходило засорение русла реки остатками строительных материалов, тем самым повышая риск возникновения заторов на Уде в паводковый период.

Как реагировала ЗБСМ МК-162 на выявляемые нарушения и предъявляемые претензии? Начиная со 2 февраля 2023 года на момент составления письма Росдорнии в мае 2023 года организация не сдавала акты освидетельствования работ. Исполнительная документация велась ЗБСМ МК-162 с критическими отставаниями (данные на момент направления письма Росдорнии от 3 мая 2023 года).

Подрядчику за ненадлежащее исполнение обязательств 15 мая 2023 года был начислен штраф в 3 984 870 рублей — сведений об оплате на 05 апреля 2024 года на сайте госзакупок не содержится.

А мост-то будет?

В администрации Нижнеудинского района на вопросы корреспондента агентства о ходе строительства и причин демонтажа моста не смогли дать информацию, сославшись в телефонном разговоре на то, что работа над сооружением объекта находится не в их компетенции.

Однако позже мэр Нижнеудинского района Анатолий Крупенев отчитался в своем тг-канале (18+) о проведении совещания с Дирекцией автомобильных дорог региона, подрядчиком ЗБСМ МК-162 и сотрудниками Нижнеудинской прокуратуры. В настоящее время между подрядчиком и заказчиком идет судебное разбирательство. По словам главы района, продолжение строительства моста остается под вопросом до окончания судебного процесса.

Однако несколько тысяч жителей левого берега Уды не могут ждать, когда закончатся разбирательства. Мост им остро необходим уже сейчас, поскольку для того, чтобы добраться на противоположный берег, местным жителям приходится дополнительно преодолевать десятки лишних километров.

Во время совещания чиновники пообещали решить вопрос с транспортной обеспеченностью местных жителей. Ожидается, что паромная переправа заработает с 10 мая. В ближайшее время в администрацию района направят график восстановительных работ парома. Кроме того, районными властями был организован автобусный маршрут на данном участке дороги. 

"Строители моста и представители Дирекции автодорог пообещали рассмотреть в течение ближайшего месяца возможность дообустройства технологического моста для проезда автобусов, машин пожарной и скорой помощи и личного автотранспорта. Для этого надо решить ряд технологических и юридических вопросов", — говорится в сообщении Анатолия Крупенева.

В Дирекции автодорог также подтвердили, что проблемы с подрядчиком действительно есть, но вдаваться в подробности не стали.

"Сейчас идет обсуждение решения этой проблемы. О сроках возобновления строительства пока сказать сложно, но хотим вас заверить, что прилагаются все усилия для скорейшего возобновления работ. Движение и снабжение приостановлено не будет, а продолжится по временному мосту, и только после строительства основного он будет разобран", — рассказали в ведомстве.

Корр. агентства обратился к депутатам Заксобрания, представляющими интересы жителей данной территории, за комментарием относительно сложившейся ситуации. Парламентарий Тимур Сагдеев отметил, что в курсе возникших проблем, а также добавил, что по-прежнему остаются нерешенными ряд вопросов относительно несущих опор моста.

"В Казачьей Бадарановке прежде никогда не было моста, там осуществлялась паромная переправа. Мы долго бились за этот объект, и при поддержке губернатора Игоря Кобзева, министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области внесли строительство моста в госпрограмму. Подрядная организация, ставшая победителем тендера на строительство объекта, некачественно выполнила строительство опор моста. Их придется либо демонтировать, либо укреплять. Окончательного решения пока нет", — сообщил депутат Заксобрания, председатель комиссии по контрольной деятельности Тимур Сагдеев.

Как рассказал народный избранник, в министерстве дорожного хозяйства сообщают, что выполнение работ шло с нарушением проекта, о чем заказчиком было выдано много предписаний о приостановке работ. Однако подрядчик, несмотря на это, продолжал строительство — вплоть до расторжения самого контракта.

"Что касается самой ситуации. ЧС, ухудшения жизни людей нет: как и прежде, здесь будет работать паромная переправа. Но мы все рассчитывали, что объект введут в 2025 году. Строительство не отменяется, по понятным причинам оно переносится на год. Меня, как депутата, ситуация в целом не устраивает. Но радует то, что недочеты были выявлены на ранней стадии, на них никто не закрыл глаза, потому что небезопасный мост — это угроза для жизней людей. Кроме того, сохранены бюджетные средства", — отметил Тимур Сагдеев.

Связаться с Еленой Крыжановской не удалось. Телефонные звонки корреспондента народная избранница оставила без ответа, поэтому остается неизвестным, осведомлена ли она о существующей проблеме жителей территории, которую представляет, и какие действия предпринимает для решения этого вопроса.

Что мы имеем в итоге? Подрядчика с многочисленными недочетами, устранение некоторых находится под вопросом, проверками и штрафами. Дирекция автодорог, похоже, не собирается расторгать контракт с исполнителем, а жителям Нижнеудинского района остается только ждать и надеяться.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость