8 марта. Уже не первый год в Иркутской области, как и по всей России, идет активное обсуждение нормативного регулирования майнинговой деятельности. Все из-за стремительного роста черных добытчиков криптовалюты, которых винят не только в кратном увеличении энергопотребления, но во многочисленных пожарах и образовавшемся энергодефиците.
По мнению участников рынка, лакуна для криминального обогащения в регионе сложилась из-за недостаточного тарифного регулирования. И именно эту проблему сейчас нужно решить, в том числе властям Иркутской области. Среди первоочередных задач — определить правовой статус майнеров, а также вывести нелегалов из черной и серой зоны, введя для них специальные тарифы. Подробнее об этом — в материале ИА IrkutskMedia.
Майнинг в нашей стране существует не так давно. Около семи лет. При этом отрасль связана не столько с добычей цифровых валют, сколько с характером размещения оборудования для вычислений. Например, есть вид майнинга, который называют промышленным. В основном он связан с операторами дата-центров, которые оплачивают электронергию по тарифу для бизнеса. Более того, такие майнеры занимаются изучением и развитием искусственного интеллекта. Однако в последнее время о майнинге стали говорить лишь в негативном ключе.
"На мой взгляд, нас очень маргинализируют. Идет смешение понятий, когда одно не могут отделить от другого. Очень часто берут какие-то непонятные факты и выдают это за часть нашей отрасли. Кто-то подключился к сетям воровать электроэнергию — это майнеры. Из-за плохой регуляторики, отсутствия внимания к серой зоне, или когда что-то сгорело, отключилась электроэнергия — это майнеры. Но никто не говорит о новых рабочих местах, благотворительности и социальной ответственности, за которыми стоит легальный промышленный майнинг", — отметил директор Ассоциации промышленного майнинга РФ Сергей Безделов.
В настоящее время объем российского майнинга составляет около 2,5 ГВт потребляемой мощности электроэнергии. Где-то более 1,7 ГВт приходится на промышленный майнинг. При этом страна имеет большие перспективы для развития отрасли энергоемких вычислений.
Как подчеркнул директор по взаимодействию с государственными органами компании BitRiver Олег Огиенко, между крупными странами всего мира идет жесткая конкуренция за лидерство в двух сферах — это технологии распределённого реестра и технологии искусственного интеллекта. Территории борются за специалистов, таланты и крупные инвестиции, стараются привлечь их в эти отрасли. В странах Америка, Азии и Европы создаются наиболее благоприятные условия для инвесторов и исследователей, отменяются какие-то негативные инициативы по регулированию отрасли энергоемких вычислений. Чего пока не скажешь о России, отмечает спикер.
"Сейчас у России как никогда есть возможность использовать свои конкурентные преимущества в отрасли энергоёмких вычислений максимально эффективно. В стране есть свободные электрические мощности, в целом профицитная энергосистема, холодный климат, подготовленные кадры и прочее. Уже сейчас РФ занимает второе место в мире по майнингу, энергоемким вычислениям, занимая примерно 13% рынка", — заметил Олег Огиенко.
Спикер также рассказал о положительных примерах работы промышленного майнинга. Так, в 2023 году BitRiver построил и ввел в эксплуатацию шесть дата-центров, доведя их общее количество по стране до 15. Также компания продолжает придерживаться принципов устойчивого развития низкоуглеродного и безуглеродного электрического потребления.
В рамках этой деятельности дата-центры работают на попутном нефтяном газе. В связи с этим объекты строятся на месторождениях, где есть избыточный ПНГ. Это позволяет нефтегазовым компаниям как можно более полезным способом использовать попутный нефтяной газ, не сжигая его в факелах. И сейчас у этой деятельности есть большие перспективы. По подсчетам экспертов нефтегазовой отрасли, порядка 10 млрд кубометров ПНГ в год может быть утилизировано полезным способом для майнинга и для энергетических вычислений.
В ближайшие два года BitRiver намерен построить дата-центры с потребляемой мощностью порядка 1,5 ГВт. Уже во втором квартале 2024-го планируется завершить возведение крупнейшего на Дальнем Востоке дата-центра на 100 МВт. Объект будет расположен в Бурятии.
О положительных качествах легального майнинга также упомянул директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Сасим. Среди них — предсказуемый график на энергопотребление, ровная нагрузка и нечувствительность к перерывам энергоснабжения. Поэтому промышленные майнеры являются идеальными потребителями для энергосистемы. Но несмотря на это в стране, наоборот, хотят ухудшить экономические условия для всех майнеров.
"Мы частично понимаем, что это связано с несовершенством тарифного регулирования, которое не позволяет повысить бюджетную эффективность этой деятельности, но создаваемые проблемы по регулированию тарифа могут в последствие свести на нет и эту работу финансовых регуляторов", — отметил Сергей Сасим.
Основной причиной негативного отношения к майнингу спикер назвал резкий скачок нагрузки на энергосистему, в частности в Иркутской области, и формируемые в связи с этим прогнозы по энергодефициту. Однако согласно схеме развития электроэнергетики, максимум потребления электроэнергии в стране в целом существенно ниже объема доступной мощности. Поэтому в целом энергосистема России энергопрофицитна. Хотя в перспективе и существуют определенные локальные сложности на 3,5 ГВт. При этом 86% локальных дефицитов приходится не на Иркутскую область, а на энергосистемы юга и Дальнего Востока.
Хотя, по словам Сергея Сасима, у Иркутской области есть своя специфика. С 1989 по 2022 годы промышленное потребление электроэнергии в регионе сократилось с 74 до 56%, а нагрузка на население выросла с 4 до 15%. И эта объективная тенденция почти не связана с майнингом. Основные причины этого — изменения в жилищном строительстве (стало больше частных домов), отсутствие газа в регионе и популяризация программ по стимулированию энергоотопления.
Уже отсюда идет стихийное развитие серого и черного майнинга, который паразитирует на бытовом потреблении и низких тарифах за электроэнергию для населения. В результате растет и объем перекрестного субсидирования, когда промышленность, в том числе дата-центры доплачивают за потребление электроэнергии населением до экономически обоснованного уровня. Как итог, страдает вся энергосистема: изнашиваются сети, недофинансируется энергоинфраструктура, происходят постоянные отключения и прогнозируется энергодефицит.
И именно эту проблему с черным майнингом, по мнению экспертов, и нужно решать в Иркутской области. Все инструменты у регулятора для этого есть. Однако ни на уровне региона, ни на уровне страны до сих пор не приняты никакие законопроекты или не введены специальные тарифы для нелегальных майнеров.
"К сожалению, мы не видим, что в Иркутской области в этой части что-то делали. Регион не ввел дифференцированные тарифы для населения, людей, которые занимаются бытовым майнингом, хотя просил о такой возможности. В результате ФАС России обязала правительство Приангарья ввести дифференциацию. Это должно произойти уже в мае", — сообщил Сергей Сасим.
Добавим, что сегодня на майнинг в Иркутской области приходится около 700 МВт электроэнергии. Что составляет порядка 27-28% от общего потребления электроэнергии майнерами по стране. Чуть больше половины приходится на промышленный майнинг. Остальное — на бытовой.
Как подчеркнул руководитель первого в Иркутске Правового института майнинга и криптовалюты, профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ Сергей Шишкин, майнинг — это молодая отрасль промышленности, которая изначально мистифицирована различными обстоятельствами. Во-первых, в стране нет нормативного акта, закона, где было бы зафиксировано, что есть майнинг, криптовалюта и прочее. Нет нюансов, которые определили бы майнинг среди прочих сфер в ОКВЭД. Для этого, по словам профессора, нужны предпосылки, прежде всего, закон.
"Все события, которые сегодня происходят в сфере майнинга, они происходят в числителе, а в знаменателе ничего нет. В данном контексте знаменатель — это политическая воля президента и сформулированная чётко задача правительству РФ. Это организация мейнстрима. А я вас уверяю, что эта отрасль того стоит: как с точки зрения настоящего, так и с точки зрения будущего", — отметил Сергей Шишкин.
Профессор также оспорил высказывания о том, что неправильная тарифная политика на электроэнергию в Иркутской области повлияла на сложившуюся с майнингом ситуацию. По его словам, когда киловатт-час в регионе стоил 36 копеек, планировалось заключить соглашение между РФ и Иркутской областью, но "Иркутскэнерго" не пустили в РАО ЕС России. Таким образом стоимость электроэнергии в других субъектах страны составила 3-4 рубля, а в Приангарье эта цифра осталась на уровне 36 копеек, которая за эти годы выросла незначительно. Это, по мнению профессора, и сложило определенную лакуну для криминального обогащения.
В связи с этим встает вопрос о внесении поправок и в Уголовный кодекс, чтобы черные майнеры были по-настоящему нелегальными и сформировалось понимание того, какой должна быть социальная норма в дифтарифе. Нужно сформировать порядок внутри отрасли. Но для этого нужно одних сделать законными, вторых — законными при определенных условиях, а третьих — незаконными. Четко определить границы ответственности и правильного поведения.
Профессор напомнил, что недавно в Иркутскую область приезжал заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Дмитрий Демешин. Он поставил задачу собрать специальную коллегию по майнингу. Это означает, что законодатель уже начал следить за ситуацией.
Хоть путь у майнинга трудный, но по нему уже шагают Ассоциация промышленного майнинга и крупные операторы дата-центров, вроде компании BitRiver, которая изначально декларирует свою открытость, прозрачность и позитивность. При этом, по мнению экспертов отрасли, только через диалог власти и бизнеса можно достичь оптимальных правовых норм на благо стране, промышленности и конкретным людям.